Мартирос Сарьян – Московское училище живописи

сарьян автопортрет маска московское училище

По окончании городского училища (1895) Сарьян работает в конторе по приему подписки на газеты и журналы:

«Здесь я больше занимался зарисов­кой посетителей, чем своими обязанностями по службе, за что получал немало выговоров со стороны хозяина. Приятель моего брата, обратив внимание на мою особенную любовь и способности к рисованию, стал советовать, во что бы то ни стало отправить меня в Москву учиться».

Как это часто бывает, помог случай. Как-то раз в конторе собрались посетители и среди них старик казак. Последний вскоре уснул. Мартирос быстро зарисовал всю группу посетителей, в том числе и уснувшего старика. Рисунки были одобрены всеми, за исключением казака.
Суеверный старик увидел в этом «грех». Как назло, он на другой день заболел. Приписав это рисунку, он пришел в контору пожаловаться хозяину. Последний потребовал злополучный рисунок и на глазах мальчика изорвал его.

Это происшествие побудило брата художника принять окончательное решение и отправить Мартироса в Москву для поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества. Списались с обучавшимся в Училище земляком А. Арцатбаняном, и в феврале 1896 года М. Сарьян был отправлен в Москву, где поселился у Арцатбаняна; у него же он стал брать уроки рисования.

Через год Сарьян поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимается с 1897 по 1903 год, проходя одновременно обще­образовательные предметы, как не имеющий аттестата зрелости.

Окончив Училище (1903), Сарьян работает еще полтора года в специальной мастер­ской, которой руководили, сменяясь ежемесячно, В. Серов и К. Коровин.

Московское Училище живописи, ваяния и зодчества на рубеже XIX и XX веков, то есть в годы, когда там обучался Сарьян, было уже не тем, каким оно было во время преподавания там Перова, Прянишникова и других. Ослабление в Училище влияния идей передвижников началось еще в 90-х годах.

В этом отношении очень показательна докладная записка одного из видных преподавателей Училища К. Горского, написанная еще в 1894 году. Согласно ей задача обучения:

«заключается главным образом в том, чтобы облег­чить ученику его первые шаги и дать ему определенные знания, без которых он не может обойтись, будь то гений или полное ничтожество в области того искусства, которое он себе избрал… Наше же Училище должно дать тех­нику, а техника достаточно определенна… Выпустивши учеников из нашего Училища в жизнь с тем запасом знаний, который я от него требую, нельзя бояться за его будущее, к какому бы направлению он ни примкнул, хотя бы стал крайним импрессионистом…».

Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов.

Некоторое время Сарьян работал в мастерских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заме­нил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

За время пребывания в Училище Сарьян получил необходимые навыки. Об этом можно судить по его произведениям ученических лет. «Портрет матери», «Портрет дяди», этюд коровы – это грамотно написанные работы, но индивидуальности художника в них пока нет.

Занятия в 1903 – 1904 годах в мастерской В. Серова и К. Коровина имели большое значение для формирования художника. Сарьян, как и остальные его товарищи по Училищу, особенно высоко ценил Серова.

По словам К. Юона, который окончил Училище в 1898 году, Серов был:

«примиряющей и претво­ряющей противоречия времени фигурой, той художественной совестью, без которой трудно было работать».

Серов внес новую живую струю в методы преподавания:

«Серов,… чуж­даясь шаблонов, постоянно разнообразил, варьировал методы, все время под­держивал в учениках помимо меткости и точности глаза работу мысли, памяти, воображения.

Модели на его занятиях перестали быть просто моделями: Серов учил в каждой модели видеть ее особый, ей присущий характер и осмысли­вать ее в „сюжетном» плане (как и сам Серов делал в своих портретах). Для этого нужно было подыскать соответствующую позу, окружение».

Интересно высказывание о Серове самого Сарьяна:

«В школе я не увле­кался работами своих преподавателей, но мы, ученики – пишет художник, – многим обязаны нашему блестящему учителю Валентину Александровичу Серову, который своими постоянными наблюдениями за нами и острыми заме­чаниями всегда поддерживал в нас напряженный интерес в работе».

Один из любимых учеников Серова, известный художник Н. Ульянов, рассказывает в своих воспоминаниях о Серове:

«Свой месяц дежурства на вечерних занятиях Серов начал с того, что забраковал живших при Училище постоянных натурщиков, нашел на стороне молодого, с крепким телом парня и поставил его в самую простую позу, причем тут вместе с учениками сел рисовать его сам.

Где же это видано, чтобы преподаватель, «уважающий себя» и дорожащий своим авторитетом, прославленный художник, рискнул на этот неосторожный шаг? А Серов сидит на верхней парте и делает то, что делают все: спокойно, сосредоточенно рисует, забыв об окружающих.

И вдруг, не отрываясь от работы, он твердо, как бы для себя, но в первый раз говорит во всеуслышание: «Натурщик поставлен не на месяц, а всего на три вечера. Никаких фонов, никакой тушевки. Голый рисунок — и больше ничего»! И через несколько минут: «Никакого соуса, никакой растушевки – вот и все. Надоели рисунки вроде заслонок».

До него мы делали рисунки по целому месяцу. Серов же требует быстрой зарисовки, и часто ставит модель на один сеанс. Более того, показав модель минут пять или несколько дольше, он предлагает нарисовать ее по памяти. Этого не было никогда».

Приведенные высказывания о Серове, как самого Сарьяна, так и других, дают возможность в самых общих чертах представить педагогический метод и основные положения серовской системы обучения, сводящиеся к выработке умения быстро схватывать виденное, к развитию зрительной памяти, точности рисунка, к способности добиваться обобщения!

Вместе с тем Серов развивал в своих учениках самостоятельность, стремился к тому, чтобы каждый из них обрел индивидуальное творческое лицо. Занятия в мастерской Серова и Коро­вина велись помесячно, это давало возможность каждому руководить одним и даже несколькими заданиями целиком – от начала до конца.

Коровин был полной противоположностью Серову. В отличие от Серова он мало уделял внимания непосредственной практической работе с учениками, длительному и конкретному разбору их произведений. Но он умел увлекать и воодушевлять учеников беседами об искусстве.

По воспоминаниям одного из его учеников, он часто говорил о красоте полей, морей, лесов, о пре­лести сочетания красок, много с темпераментом рассказывал о великих мастерах прошлого и, особенно о французской живописи. При его дежурст­вах в мастерской, при постановке модели постоянно учитывались цветовые соотношения.

Коровин любил повторять, что во время работы надо обяза­тельно использовать свои наблюдения, почерпнутые из жизни. Но зато модели он ставил замечательно, и в отношении колорита и самой позы постановки были так красивы, что сами собой казались художественными произведе­ниями.

Таким образом, Серов и Коровин, столь разные по своим педагогическим методам, взаимно дополняли один другого.

Несколько слов о товарищах Сарьяна по Училищу. По словам Сарьяна, он был особенно дружен с Владимиром Половинкиным, который подавал большие надежды, но умер вскоре по окончании Училища. Через него Сарьян познакомился с «волжской компанией» – П. Кузнецовым, К. Петровым-Водкиным, П. Уткиным и другими, – названными так потому, что все они были из одного города – Саратова.

Впоследствии Сарьян сблизился с ними. В этой группе самым продуктивным и раньше всех обратившим на себя внимание своими пейзажами Волги был П. Кузнецов.

Окончив Училище в 1903 году, Сарьян не захотел писать картину на диплом, удовлетворившись получением звания «неклассного художника» и, как уже говорилось, пробыл еще полтора года в мастерской Серова и Коровина.

Источник: Р. Г. Дрампян — Мартирос Сергеевич Сарьян.

Оцените статью
Планета Армения
Добавить комментарий