Железная дорога Иран — Армения?
19 октября 2016 в 09:26Блокируя железнодорожное сообщение между Арменией и Ираном, Азербайджан кроме экономического ущерба сторонам и форсирования строительства собственной ветки навязывает Еревану ложную экономическую повестку. Ереван ее принимает и живет иллюзиями.
Несмотря на свою утопичность, планы по строительству железной дороги Иран — Армения (нынешняя блокирована Азербайджаном) продолжают оставаться одним из самых обсуждаемых проектов в Армении. Их реализация в течение уже многих лет остается лишь на уровне приблизительных расчетов, поскольку вероятность осуществления проекта стремится к нулю.
И тем не менее, как отметил в беседе с ИА REGNUM экономист Татул Манасерян, с тех пор как задумали проект строительства железной дороги, ситуация качественно изменилась, и сегодня он интересен не только Армении и Ирану, но и другим сторонам. «На данный проект необходимо смотреть шире — с точки зрения Евразийской интеграции. Также нужно учитывать заинтересованность Ирана в подключении к ЕАЭС. С этой точки зрения я считаю, что проект может стать действительно очень важным и способствовать интеграционным процессам», — добавил Манасерян.
По его словам, проект можно также рассматривать как часть нового проекта Великого шелкового пути, инициированного Китаем. Отвечая на вопрос, насколько реалистичным он считает использование мультимодальных грузоперевозок между Арменией и Ираном с использованием как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, экономист сказал, что этот вариант будет гораздо дешевле и более эффективнее. «Конечно, во всем мире такие проекты приносят конкретные выгоды бизнесу, потому есть альтернатива: можно воспользоваться многими видами транспорта. Строится не только одна железная дорога, но и открывается путь к строительству автомагистралей», — отметил Манасерян.
Говоря о том, может ли Армения стать транзитной страной в нынешних геополитических условиях, экономист подчеркнул, что она может и должна стать таковой. «Она вынуждена это сделать. Учитывая не только указанные интеграционные процессы, но также и совершенно конкретные проекты между Ираном и Грузией, а также возможность нормализации отношений между Москвой и Тбилиси», — добавил Манасерян.
Руководитель Шанхайского института европейских исследований Сюй Минг-Чи в беседе с ИА REGNUM отметил, что Китай отдает предпочтение странам с собственным производством электроэнергии и минеральными ресурсами. Он отмечает, что Армения имеет ключевое значение для Китая. «В рамках Шелкового пути с точки зрения выхода на Средний Восток Армения является ключевой страной. Армения, конечно, мала, но ее базовые принципы развития, в том числе политические, привлекательны для Китая», — отмечает Минг-Чи.
В свою очередь политолог Сергей Шакарянц, говоря о возможностях Армении стать транзитным государством, а также оценивая преференции страны с учетом ее членства в ЕАЭС, отметил, что разговоры о желании создать такой новый альтернативный путь шли еще во времена бывшего президента страны Роберта Кочаряна. «Тогда, как и сейчас, основной проблемой, мешающей воплощению подобного проекта в жизнь, называлось отсутствие необходимых финансов для строительства дороги на территории Армении. По иранской территории строительство инфраструктуры Иран обязался взять на себя», — подчеркнул Шакарянц.
Затем, по его словам, выяснилось, что главным препятствием является не отсутствие финансов или инвесторов, а то, что Армения слишком часто прислушивается к точке зрения США в вопросе выбора друзей, развития отношений и строительства дальнейших путей, в том числе коммуникативных.
«Если раньше были определенные оговорки, то после отставки бывшего главы РЖД его дочерняя фирма ЮКЖД выражает желание и стремление содействовать реализации данного проекта. У нас есть шанс построить эту железную дорогу. Другой вопрос, может ли эта железная дорога стать некой транзитной, куда бы то ни было, дорогой», — отметил Шакарянц.
Он добавил, что, в сущности, железнодорожные пути из Ирана через Армению могут привести только в Грузию и Турцию.
Политолог уверен, что пока у власти в Грузии находится проамериканский марионеточный режим и пока не уяснены все вопросы ирано-турецких отношений, в том числе и по Сирии, сам Иран не будет готов к тому, чтобы превратить железную дорогу Иран — Армения в некий транзитный путь.
«У Ирана есть жесткое осознание своих национальных интересов, в которые не входит выставление собственной страны в ту или иную форму зависимости от Турции, Армении или Грузии. Даже с РФ Иран стремится развивать абсолютно равноправные отношения как по Ближнему Востоку, так и Закавказью и другим вопросам», — добавил Шакарянц.
По его словам, на очень высоком государственном уровне в России и Иране нет несогласных с необходимостью строительства подобной железной дороги, вопрос лишь в том, что будет предпринимать новое армянское правительство для реализации проекта.
Он также добавил, что для Армении железная дорога с Ираном может стать прекрасной возможностью транзитно связаться через Иран с новейшими для Еревана рынками в Южной, Центральной Азии, побережья Персидского залива и т.д.
«Для Ирана особой экономической пользы от строительства данной железной дороги нет, а для Армении есть» — подчеркнул политолог.
Правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран — Армения. Стоимость проекта оценивается в $3,5 млрд, протяженность составит 300 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 миллионов тонн в год.
Проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International). Интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы.
Редактировать
Другие статьи
Экономика
Почему армянское вино не востребовано в ЕАЭС
Армянское вино на российском рынке уступает грузинскому, но отнюдь не по качеству. На то есть свои причины.
Критическая мировая финансовая задолженность: все должны всем?
Похоже, что новогодние каникулы в большинстве стран и придуманы ради того, чтобы без суматохи взглянуть на то, сделано в предыдущие 365 дней. Подсчитать потери и ужаснуться приобретениям.
Азербайджан готов купить часть грузинского газопровода, идущего в Армению
Азербайджанская госкомпания SOCAR готова рассмотреть вопрос приобретения акций в грузинской «Корпорации нефти и газа», если о продаже будет объявлено официально. Об этом сообщил источник в SOCAR Georgia.
Бюджет сокращается, оптимизма у министров не убывает
Рост экономики в будущем году может превысить предусмотренный кабинетом министров Армении показатель в 3.2 процента, считают в правительстве Армении.
Армения — Иран: «Железнодорожная эпопея» завершилась
Распиаренный вдоль и поперек проект строительства железной дороги Иран-Армения, похоже, будет спущен на тормозах. Идея, о которой долгие годы говорили власти Армении, откладывается в долгий ящик.
Армянский Цахкадзор вошел в топ-5 самых популярных горнолыжных курортов СНГ
Армянский город Цахкадзор вошел в пятерку самых популярных у россиян горнолыжных курортов стран СНГ и ближнего зарубежья для отдыха на Новый год, сообщает сервис поиска отелей RoomGuru.ru.
Армения под давлением МВФ принимает налоговый кодекс
Национальное собрание Армении 29 сентября во втором чтении одобрило проект нового Налогового кодекса. «За» принятие документа проголосовали 79 депутатов, в основном представителей правящей Республиканской партии, «против» высказались 24 депутата.
Армянское вино: объемы растут, реализация падает
Армению воспринимают в мире как родину коньяка, но не вина. А, между тем, в стране производится хорошее вино, отличающееся по вкусу и качеству. Но производители бьют тревогу — реализовать продукцию стало не просто.
Охота на Google: национальные правительства бросили вызов корпорациям
Похоже, у компании Google, как и многих транснациональный корпораций, наступили не самые лучшие времена. Ограничения, запреты, налоговые претензии – всё это посыпалось на американскую компанию со всех сторон.
Премьер заявил о необходимости пересмотра тарифов на газ и электроэнергию в Армении
Тарифы на газ и электроэнергию в Армении должны быть пересмотрены, сказал в четверг в ходе заседания правительства новоназначенный премьер-министр республики Карен Карапетян.
Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.