Кавказ – мост, барьер и перекресток
23 июня 2016 в 10:53Кавказ – мост, барьер и перекресток
Ростислав Ищенко
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко предоставил свое видение истории региона, оценку событий новейшей истории и раскрыл проблему карабахского вопроса.
Кавказский хребет обеспечивает естественные границы России между Каспийским и Черным морями. Постепенное присоединение к Российской империи в ХIХ веке закавказских государств было акцией вынужденной. Неспособность раздробленных на мелкие царства и ханства Грузии, Армении и Азербайджана защитить себя приводила к тому, что на их территориях и за их территории велась перманентная война Турции и Ирана.
В ходе регулярных набегов и периодических масштабных боевых действий народы Закавказья подвергались геноциду. Но главную проблему для России создавало не это, и даже не то, что в случае с грузинскими и армянскими территориями речь шла об угнетении христианских народов.
В ходе турецко-иранской экспансии в Закавказье подрывалась местная экономика, гибла элита, а значит, разрушалась система управления и создавались условия для развития бандитизма. Абрекам было в принципе все равно кого грабить, но приграничные русские регионы были более богатыми.
Кроме того, Иран и особенно Турция (мечтавшая вернуть времена, когда Черное море было "турецкой лужей") поддерживали сепаратистские настроения среди народов российского Северного Кавказа, инспирируя многочисленные восстания и полубандитскую партизанщину.
Империи нужен был буфер. При этом совсем не обязательно эти территории должны были входить в состав российского государства. Так, например, по итогам Первой мировой войны на освобождаемых от турецкого господства исконных армянских территориях предполагалось создать армянское государство. Аналогичным образом, поддерживая в первые годы после Великой Отечественной движение за независимость в иранском Курдистане и Южном Азербайджане, Сталин предполагал не включение данных территорий в состав СССР, а создание на них независимого, клиентского по отношению к Советскому Союзу государства.
Наличие буферных зон, контролируемых дружественной России (СССР) регулярной государственностью, опирающейся на достаточный территориальный, демографический и экономический ресурс, должно было избавить кавказские рубежи от прямого контакта с исламскими режимами, традиционно использовавшимися Западом для политических, дипломатических и военных диверсий против РФ. По замыслу это сравнимо с созданным после Великой Отечественной войны буферным поясом социалистического содружества в Восточной Европе.
Пояс безопасности или плацдарм сдерживания?
После распада СССР и потери Москвой прямого контроля над Закавказьем задача создания в регионе пояса дружественных держав никуда не делась. Она осложнилась.
Во-первых, тем, что точно так же, как Россия желала бы иметь вдоль своих границ пояс безопасности, ее западные "друзья и партнеры" хотели бы использовать территории и ресурсы тех же государств для создания плацдарма сдерживания России (политического, дипломатического, военного). Ситуация фактически вернулась в ХIХ век, только вместо слабых и внутренне нестабильных Турции и Ирана России противостоит объединенный Запад во главе с США.
Во-вторых, Закавказье, ранее находившееся на периферии глобальных и европейских интересов (и имевшее значение только для региональных игроков), попало в фокус глобальной политики. Теперь эти государства являются не только потенциальным буфером, отделяющим Россию от геополитических конкурентов, или плацдармом, с которого конкуренты могут готовить против России агрессию. Новые транспортные и военные технологии сократили расстояния, и государства Закавказья стали еще и своеобразным мостом на Ближний Восток — традиционный центр переплетения стратегических интересов великих держав.
В-третьих, Закавказье оказалось одним из наиболее перспективных транспортных коридоров, по которому Европа могла бы получать энергоносители из Средней Азии, минуя российскую территорию и создавая таким образом конкуренцию "Газпрому". А в итоге ограничивая российское влияние в ЕС.
Все это привело к резкому обострению общей политической ситуации в Закавказье.
Гражданская война в Грузии, приведшая к отпадению Абхазии и Южной Осетии и едва не разорвавшая Грузию на Западную и Восточную части (благо Звиад Гамсахурдиа странно, но вовремя погиб). Там же — "революция роз", давшая старт цветным переворотам на постсоветском пространстве. Война 08.08.08. Неудачные попытки цветных переворотов в Армении и Азербайджане (вовремя парализованные властями). Карабахский конфликт. Все это — звенья одной цепи.
В 90-е годы Россия не просто ушла из Закавказья, она с трудом удерживала свой бурлящий Северный Кавказ. Москва в этот момент была неспособна создать в Закавказье буферную зону из устойчивых режимов. У нее не хватало ресурсов.
Между тем, если вспомнить ситуацию ХIХ века или краткий послереволюционный период, когда на несколько лет в Закавказье также появились неподконтрольные Москве режимы, то видно, что оппонентам России удобнее оперировать в регионе, когда он охвачен хаосом.
Игра на противоречиях мелких групп позволяет избежать четкого формулирования национальных интересов (а они всегда приводят страны региона к России); постоянно враждующими кланами легко управлять, обещая (а иногда и предоставляя) им поддержку друг против друга.
Поэтому обеспечить долговременный, компромиссный, справедливый мир в регионе способна только сильная Россия, опирающаяся на сильные и авторитетные национальные правительства.
Все остальные игроки объективно заинтересованы в хаотизации и атомизации региона, дальнейшем разложении его на десятки враждующих царств, ханств и республик.
Карабах как пример
Собственно, ситуация прекрасно видна на примере карабахского конфликта. Потенциалы сторон и общая ситуация такова, что конфликт явно не имеет военного решения. Мир возможен только на условиях ответственного двустороннего компромисса. Но Ереван и Баку, в том числе и с учетом как внутриполитических проблем, так и общих геополитических раскладов, позволяющих при определенных условиях рассчитывать на получение внешней поддержки, не готовы к сближению своих диаметрально противоположных позиций.
Пока что стороны придерживаются тактики выжидания. Каждый рассчитывает, что произойдут некие геополитические изменения, которые позволят полностью достичь своих целей, ничего не уступив. Однако позиции сторон в данной ситуации неравновесны. Тактика затягивания дипломатического разрешения конфликта выгодна Армении, под чьим контролем находятся спорные территории.
Если ситуация не изменится, то когда-нибудь начнет действовать срок давности. Умрут не только беженцы из Карабаха, но и их дети. Новые поколения родятся на новой родине. С другой стороны, на занятых территориях вырастут поколения армян, для которых это будет безусловно родная земля. Причем они будут единственными законными претендентами на эту землю, как родившиеся и выросшие на ней. В результате условия дипломатического компромисса могут сместиться в пользу Еревана.
Это хорошо понимают в Баку. Недаром во время встречи с Владимиром Путиным на Санкт-Петербургском форуме президент Азербайджана Гейдар Алиев особо подчеркнул под телекамеры, что попытка сохранить status quo в Карабахе не устраивает его страну, и что Баку настаивает, в рамках решений Минской группы ОБСЕ по Карабаху, вернуться к ситуации до начала конфликта.
То есть Азербайджан пытается, заручившись формальной констатацией ОБСЕ принципа приверженности территориальной целостности и неизменности границ, добиться если не передачи ему находящихся под армянским контролем территорий, то хотя бы начала реальных переговоров на эту тему. Для того чтобы повысить конструктивность Еревана, в Баку периодически намекают на возможность возобновления широкомасштабных военных действий.
На сегодня Россия — единственный посредник, кто не просто последовательно выступает за дипломатическое разрешение конфликта, но и блокирует военные амбиции сторон. Готовность Москвы подавить военную провокацию, от кого бы она ни исходила, уже два десятилетия предотвращает новую военную эскалацию в Закавказье.
Мир выгоден Кавказу и Москве — но не Западу
Если бы эта жесткая позиция была твердо поддержана Западом, мир был бы уже достигнут, поскольку партиям войны в Ереване и Баку не на что было бы рассчитывать и они быстро проиграли бы партиям мира внутринациональную дискуссию.
Однако "друзья и партнеры" Москвы рассматривают тлеющий конфликт в Нагорном Карабахе как возможность связывать российские ресурсы и отвлекать внимание. Более того, при необходимости (если Запад решится на попытку поджечь российское пограничье) Карабах может стать одной из точек взрыва всего Кавказа.
Таким образом, в Закавказье Россия борется не за территориальные приобретения, не за получение односторонних выгод, а за прочный мир, выгодный как собственно закавказским государствам, так и Москве.
В то же время ее оппоненты пытаются дестабилизировать Кавказ так, как они уже дестабилизировали Ливию, Сирию, Украину.
Ничего личного — просто объективные государственные интересы никуда не делись, и сегодня они у основных игроков такие же, как были двести лет назад.
Именно поэтому там, где прошли "московские варвары", всегда оставались школы, заводы, библиотеки, университеты. А после "западных цивилизаторов" только руины да горы трупов.
Такая политическая традиция.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редактировать
Другие статьи
Аналитика
Сценарий Майдана повторяется в Армении
В этой статье хотелось рассказать и сопоставить очевидные факты переворота на Украине и проведение безобидных митингов в Армении.
Эйфория или равнодушие: О денонсации Московского договора
Предмет пристального внимания международных политических аналитиков и граждан России и Армении: вероятность денонсации Российской Федерацией Московского договора.
Как США уничтожат Россию
Как США уничтожат Россию? Для того чтобы поработить и колонизировать любую страну, не обязательно посылать туда войска.
Путин и Ас-Сиси не озвучивают версию теракта не случайно... Готовится операция возмездия
По чьему наущению действовали террористы? Для того, чтобы провести операцию «Возмездие», и надо поскорее вывезти всех своих сограждан.
Россия мешает урегулированию карабахского конфликта?
Какому урегулированию мешает Россия?
Если следовать логике наличия некоего сценария урегулирования конфликта вокруг НКР, то их всего 3.
Норат Тер-Григорьянц: соглашение о ПВО даст Армении "зонт над страной"
Один из создателей армянских ВС считает, что объединенная система ПВО с Россией позволит Армении обзавестись надежной защитой воздушных границ.
Американцам, похоже, не до нас
Американские биржи падают и, судя по всем приметам, индексы только начинают свою долгую дорогу вниз.
Украина для Запада: дело чести или чемодан без ручки?
…Похоже, неформальные участники конфликта на Украине, то есть Россия и Запад, оказались в непростой ситуации. Москва, строго говоря, ничего никому не должна.
Алеппо в котле: Турция и НАТО занервничали
Локальная операция российско-сирийской коалиции перевернула театр военных действий. Алеппо в котле: Турция и НАТО занервничалиА в западных СМИ началась очередная накачка обывателя пропагандой.
Турция, битва за Диярбакыр: дюжина ножей в спину Эрдогану
Диярбакыр - это важнейшая для всего южного направления военная база турецких ВВС. От места, где прямо сейчас идет бой, до ВПП аэродрома – пять километров!
Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.