Театр, архитектура, искусство Армении в X—XIV веках

14 января 2013 в 01:26 Автор: Art
Показать на картеСвернуть карту

Кроме народных музыкантов развивались народные театры. В дни крупных торгов они устраивали представления на рынках и ярмарках в городах. Артисты выступали в масках, часто с прирученными животными, клоунами, музыкантами и канатоходцами.

X—XIV века — это период расцвета армянской архитектуры. В это время построены настоящие шедевры средневековой архитектуры Армении. Это комплексы монастырей — Санаина, Ахпата, Кечариса, Агарцина, Гошаванка. А также совершенно уникальный монастырский комплекс Герарда, одна часть этого комплекса целиком вырублена в скале, а остальные постройки органично вписаны в окружающий ландшафт.

Замечательные церкви были построены в крупнейших городах и царских резиденциях. Церкви были богато декорированы снаружи и расписаны прекрасными фресками изнутри. Заметно выделялся столичный кафедральный собор в городе Ани. Его автором был Трдат, который кроме этого построил в этом же городе  церковь — копию знаменитого храма Звартноц, который к этому времени уже был разрушен. Именно Трдат взял на себя смелость восстановить купол храма Святой Софии расположенного в Константинополе, который разрушило землетрясение. Греческие архитекторы не смогли этого сделать. Восстановленный им купол Св. Софии мы можем видеть и сейчас.

Другой шедевр армянской архитектуры — храм «Сурб Хач» расположенный на острове Ахтамар — построил еще один архитектор — Манвел. В храме имелся отдельный вход на второй этаж для царя, который Манвел богато декорировал снаружи и украсил фресками изнутри. Большой царский дворец и порт для большого количества кораблей тоже дело его рук.

Прекрасную церковь Нораванк построил еще один представитель архитектуры Армении того времени — Момик. Он очень удачно вписал храм в окружающий горный ландшафт, богато декорировал его ликами Бога Отца и ангелов, это было новаторством в армянской архитектуре. Он же автор множества хачкаров (крест-камни), которые являются особым, чисто армянским, видом декоративного искусства по камню.

Корнями хачкары уходят в глубокую языческую древность, тогда на перекрёстках, у водных источников или в священных местах устанавливались охранные камни. Главной и обязательной деталью хачкара был крест, который зачастую выполнялся витиевато и больше походил на Древо Жизни. Изображали на хачкарах и другие символы, все это богато украшалось разными узорами и витиеватым переплетением линий. Ни один хачкар, даже изготовленный одним мастером никогда не повторял другой. Каждый — уникален. В средние века такие камни стали устанавливать и на могилы умерших.

В этот период начинается расцвет еще одного вида искусства — армянской книжной миниатюры. Выдающимся представителем этого искусства в Киликии был Торос Рослин. В дошедших до наших дней рукописях изображены ангелы, святые, а также изображены заказчик рукописи и вся его семья. Сохранилось Евангелие, изображающее царя Левона и его семью, выполненное этим автором.


Редактировать
0

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.