Автомобиль в Советском Союзе: без взятки и магарыча, да еще в кредит?

25 августа 2016 в 13:50

Арман Ванескегян

Обычно рядовые граждане СССР стояли в очереди на автомобиль годами (в среднем по 5 — 7 лет). Доплачивали и барыгам, и специально назначенным помощникам высокопоставленных чиновников, которые, по идее, должны были распределять автомобили среди населения. У них была трудная дилемма — постараться не обделить отличников и героев труда (за этим в стране строго следили), не упустив при этом своего.

У обычных же граждан была своя, не менее трудная задача — когда наступала счастливая очередь получения автомобиля, надо было извернуться и заплатить за удачную модель, за привлекательный цвет, за сроки поставок и так далее.

Автомобиль в Советском Союзе

© SPUTNIK/ А. СОЛОМОНОВ. В музее Автомобильного завода имени Ленинского комсомола

Нельзя сказать, что автомобили тогда были слишком дорогим удовольствием. Например, "Жигули", в 70 — 80-е годы стоил порядка 6 — 9 тысяч рублей при зарплате в 200, 300, даже в 500 рублей (столько получали ударники и отличники труда). Так что получалось, что зарплаты на покупку вожделенного "железного коня" хватало. Во всяком случае, за те самые 5 — 7лет, которые предстояло "стоять" в очереди за покупкой, накопить такую суму было вполне реально.

Правда, за "Волгу", например, пришлось бы выложить 15 тысяч рублей. Это уже было дороговато для рабочего класса. На собственных "Газ-24" разъезжали пролетарии "умственного труда" — ученые, композиторы, известные актеры. И "очередные" списки на престижные "Волги" в райкомах и горкомах были отдельными, для особых лиц.

Автомобиль в Советском Союзе

© SPUTNIK/ ДМИТРИЙ ДЕБАБОВ. Легковые автомобили "Волга" (ГАЗ-24)

Однако это все касалось только возможности приобрести автомобиль законным путем. Ведь не секрет, что в СССР существовала и так называемая "серая", теневая экономика. Там на престижные новенькие "Газ-24" были свои цены. На порядок выше цен государственных (примерно в два раза, 25 — 30 тысяч рублей). В этом секторе "Волгами" обладали так называемые "цеховики", барыги, директора магазинов и ресторанов… Ну и всякая шушера, которая старалась держаться поближе к большим деньгам (в советское время в подавляющем большинстве своем — незаконным)…

Как бы то ни было, автомобили в Советском Союзе были. Равно как и автомобильный рынок. Правда, и рынок этот был какой-то своеобразный, полулегальный. Не так чтобы совсем криминальный и незаконный, но с грехом напополам соответствующий действующим в стране законам. Уникальным изобретением в этой системе был так называемый автомобильный комиссионный магазин, куда государство обязывало сдавать старые, имеющие пробег автомобили. Там существовала особая технология, которой и владели в совершенстве те самые рыночные барыги.

Автомобиль в Советском Союзе

© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ ДАНИЧЕВ. Выставка ретро-автомобилей в Санкт-Петербурге

Рядовому гражданину просто продать автомобиль запрещалось. Необходимо было сдавать его в "комиссионку". Но и эта схема не позволяла пресечь огромное количество спекулятивных сделок.

Иным образом в те времена подержанные автомобили попросту невозможно было продать или купить. А технология была следующая. Необходимо было не только найти покупателя для своего подержанного "коня", но еще и отстегнуть этому самому барыге из комиссионки. И тот оформлял такие документы, по которым получалось, что один гражданин сдал старую машину в комиссионный магазин, а другой гражданин этот автомобиль выбрал и приобрел.

Оформлялась небольшая сумма, а основную сумму передавали уже лично, из рук в руки. Уникальная была схема. К примеру, десятилетние "Жигули" в комиссионке продавались за тысячу рублей, а в действительности они стоили от трех до пяти тысяч. Барыге от всей этой сделки также полагалась сумма. В районе около 500-1000 рублей.

Фактически "ВАЗ — 2106" с пятилетней пробежкой обходился покупателю ровно во столько же, сколько он стоил в государственном магазине — салоне (тогда даже слова такого не знали — автосалон), если гражданин был готов дождаться своей очереди. В эту самую очередь, кстати, тоже вписывали не каждого, за отдельную плату, так называемый магарыч.

И вот как-то случилось событие международного масштаба, которое проклинали все, имеющие хоть малейшее отношение как к распределению новых, так и к распродаже через комиссионный магазин подержанных автомобилей. В 1983 году, на Дальнем Востоке, советский военный летчик получил приказ и сбил корейский пассажирский лайнер, который без разрешения пересек государственную границу. Международный скандал, конечно же, был неимоверный. СССР попало под международные санкции. В том числе и в плане закупки автомобилей советского производства.

И вдруг большая партия советских "Москвичей" и "Жигулей" оказалась западным рынком попросту невостребованной. Она поступила в магазины (в те самые автосалоны) в свободную продажу… А поскольку во всем этом присутствовала и идеологическая подоплека, то за продажей этих самых автомобилей внимательно следили представители спецслужб. Строго следили. Так, что даже те самые барыги, у которых на автомобильном рынке "все было схвачено", поостереглись вмешиваться в процесс.

И получилось так, что впервые в истории своего существования Советский Союз предлагал рядовым гражданам: "ВАЗ — 2106" в так называемом "канадском" варианте (у них были дополнительные подфарники, бамперы от "ВАЗ-2121" или Taygi, и это считалось круто); "Нивы", которые пользовались во Франции и Британии большим успехом (в Советском Союзе они вовсе не продавались); "Москвичи", которые с удовольствием покупали в Ирландии и Шотландии.

Автомобиль в Советском Союзе

© SPUTNIK/ ЮРИЙ АБРАМОЧКИН. Советский автомобиль "Нива" в парижском салоне

На "Нивы" вообще пришлось предоставлять банковский кредит любым желающим. Но, не в закавказских республиках, конечно. А вот из Москвы и Минска в Ереван тогда перегнали немало "Нив" по госцене и без очереди.

Еще один курьез — большинство продаваемых в магазинах "Москвичей" были с правым рулем. Изготовляли ведь для Англии. Однако все распродали, как горячие пирожки в ярмарочный день. Так и ездили тогда, в советские годы, на автомобилях с правым рулем, когда еще нереально было из Японии пригнать машину.

Источник


Редактировать
0

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Фото темы 1 фото

Автомобиль в Советском Союзе

Видео темы

Статьи по теме

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.