Позднее счастье Ивана Айвазовского
11 августа 2016 в 14:44Публика знает о трех возлюбленных Айвазовского: две из них были его женами, история еще одной — то ли быль, то ли легенда. Красивая история о Марии Тальони, неудачно завершившийся брак с Юлией Гревс... А свое счастье Айвазовский встретил только в 65 лет.
Мария Тальони
Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» Шарля Луи Дидло,
Альфред Эдвард Шалон, 1831
Итальянка Мария Тальони — балерина, первой ставшая на пуанты. Одни говорят, что она была удивительно некрасива собой. Другие — что она была неотразима... Мария Тальони была старше Айвазовского на 13 лет.
Мария Тальони на картине неизвестного художника, 1830-е.
Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина
Легенда гласит, что карета Тальони будто бы сбила в Петербурге молодого студента, взволнованная Мария помогла ему подняться, так они и познакомились. После этого Айвазовский бывал на ее выступления, последовал за ней в Венецию. Однако прекрасная Мария не согласилась выйти замуж за художника, т.к. решила посвятить себя танцу и в знак этого подарила ему розовую балетку, сказав, что она «растоптала их любовь». А художник на прощание подарил ей роскошное палаццо.
Вид Венеции со стороны Лидо, Иван Константинович Айвазовский, 1855
Однако никаких документальных свидетельств этому найти не удается. Единственный «документ» — картина «Вид Венеции со стороны Лидо». На ней мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Так Айвазовский изобразил себя и Марию Тальони. Правда, биограф Айвазовского Юлия Андреева считает более вероятной версию, что познакомились они в Италии, когда имя художника уже стало знаменитым. И в Венецию Айвазовский последовал не за любимой, — он поехал туда после получения Золотой медали за написанную для Академической выставки картину «Штиль» и другие марины. Правда, вряд ли он был настолько богат, чтобы дарить роскошные палаццо.
Юлия Гревс
Семейный портрет (Автопортрет с женой Юлией),Иван Константинович Айвазовский, 1849
Юлия Гревс — гувернантка, ставшая первой женой Айвазовского. Она была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса, причем есть версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора. Помимо молодости и красоты, девушка была прекрасно образованна и воспитана. Айвазовский к моменту знакомства с Юлией — чрезвычайно желанный гость во всех домах Петербурга, где имелись дочки на выданье. Он оставался холоден к чарам светских барышень, а от высказываемых ими банальностей «про искусство», вероятно, внутренне содрогался. Среди всех этих расфуфыренных, стремящихся завлечь его дамочек взгляд молодого художника выхватил изящную гувернантку детей в одном из домов, где он гостил. На фоне манерных ужимок спокойная, с достоинством державшаяся Юлия поразила воображение.
Юлия Гревс стала женой Айвазовского и родила ему четырех дочерей. А потом, как с негодованием утверждают многочисленные истории, покинула Айвазовского, забрав с собой детей — ей, видите ли, нравилась светская жизнь и она хотела блистать в Петербурге или хотя бы Одессе, а не скучать в Феодосии.
Однако была ли Юлия такой уж вертихвосткой? Ведь она всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях: сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла их в Петербург.
Возможно, дело было в их дочерях. Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди. Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали, занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским городком. Какие женихи могли им здесь достаться?
Анна Саркизова
Анна Никитична Бурназян-Саркизова, Иван Константинович Айвазовский, 1882
Анна Саркизова — вдова феодосийского купца, вторая жена Айвазовского, была моложе художника почти на 40 лет. Они поженились в 1882-м. Ему было уже 65, ей — 25.
Айвазовский увидел Анну, когда она шла в похоронной процессии за гробом мужа. Казалось бы, момент не самый подходящий, но художник влюбился без памяти. Выждав положенный приличиями срок, он сделал предложение, которое Анна приняла. Она его очень любила и не требовала внимания больше, чем он мог дать. Айвазовский же Анну ревновал, обожал и с удовольствием писал.
«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...», — писал жене художник.
Сбор фруктов в Крыму, Иван Константинович Айвазовский, 1882
В то же время, Чехов, посетивший Айвазовского в 1888 г., писал следующее:
«Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах».
Впрочем, несмотря на «ежей», этот брак, по-видимому, и впрямь был счастливым. Дом Айвазовского всегда был полон гостей, к нему приезжали дочери, уже успевшие выйти замуж и родить детей. Единственное, что омрачало их счастье, — Анна, как и Юлия, испытывала недостаток внимания со стороны мужа, ведь у мольберта он все равно проводил больше времени, чем с ней.
Айвазовский с внучкой. Феодосия, 1897 г.
После смерти Айвазовского Анна обрекла себя на добровольное затворничество. 25 лет она не покидала стены дома, в котором узнала любовь и счастье. Она пропустила Первую мировую, революцию, Гражданскую войну, не обращала особого внимания на резко изменившиеся условия жизни и терпела бедствия экспроприации. Не уехала в эвакуацию во время Второй мировой войны, во время оккупации меняла последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу. Когда немцы оставили Феодосию, вдову Айвазовского, постаревшую, всеми забытую, отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополе. Анна похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.
Редактировать
Другие статьи
Интересно
Что такое гражданский суд
Понятие гражданского суда не определяется ни одним кодексом России. Это обиходное название государственного органа правосудия, инстанции, которая процессуально рассматривает правовые споры и ответственна за принятие решений по ним на условиях справедливости, беспристрастности.
Разновидности обсидиана
Знаете ли Вы, что царь Вараздат был олимпийским чемпионом?
291-е Античные Олимпийские игры 385 года н.э. ознаменовались тем, что победу в одном из самых зрелищных и жестоких видов спорта — кулачном бое — одержал чужеземец, будущий царь Великой Армении Вараздат.
Почему айфон придумать легче, чем утилизировать плутоний
Америка сделала айфон. На китайском заводе Фоксконн. А вот куда девать плутоний - этого она не знает. Вот такая история с плутонием и «Списком Магнитского», с санкциями и НАТО.
12 интересных фактов о джинсах
Уже долгие годы джинсы являются самым популярным предметом гардероба мужчин и женщин. 12 интересных фактов о джинсах.
Герой советского времени: сорок лет подвигу Шаварша Карапетяна
Это произошло в Ереване ровно сорок лет назад — 16 сентября 1976 года. В тот день он раз за разом, пока не иссякли силы и не ушло сознание, упорно нырял на дно Ереванского озера.
Легенда Иссык-Куля: что спрятали армянские монахи на дне озера
Кыргызское озеро Иссык-Куль хранит много тайн и легенд, и, нет ничего удивительного, что одна из них связана с армянами.
10 изобретений Леонардо да Винчи
Про изобретения Леонардо да Винчи часто говорят, что они опередили свое время. Развитие технологий в Средние Века не позволяло реализовать интересные идеи Леонардо, и чертежи его так и остались невостребованными.
Немного об истории изготовления вина
Вино считают алкогольным напитком, который обычно средней или низкой крепости. Его изготавливают при помощи спиртового брожения сока из винограда. История виноделия берет свое начало еще в глубокой древности.
Баски и армяне: Тайные страницы европейской цивилизации
В конце прошлого столетия английский ученый Эдвард Спенсер Доджсон решил, в целях расширения собственного кругозора, изучить армянский язык и совершенно случайно сделал очень интересное открытие.
Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.