Армянский фольклор

8 октября 2015 в 15:45

Истоки армянского народного творчества восходят к незапамятным временам. Одним из видов древнейшего языческого эпоса являются мифы-предания, в которых рассказывается о подвигах мифических и исторических героев.

В образе духов, героев и богов в них (мифах) оформлены и запечатлены взгляды первобытных народов, с одной стороны, на общественные отношения и, с другой — на силы и явления природы.

К начальным временам истории армян относится миф о Хайке (Хайк — эпоним армян) родоначальнике, вожде армянских племен, который борется за освобождение своего народа от чужеземного тирана, и о легендарном Араме — защитнике границ армянской земли (от его имени Арим — Арам происходит название армянского народа).

Впервые эти предания нашли отражение в знаменитой «Истории Армении» крупнейшего армянского историографа Мовсеса Хоренаци (V в). В этом труде приводятся отрывки из древнего эпоса армян, в котором звучат отголоски древнейших мифов об Ара Прекрасном и Шамирам — ипостасях умирающих и воскресающих богов, связанных с умиранием и пробуждением природы.

Первобытная символика чувствуется в мифе о подвигах Вахагна (Ваагна) — бога-громовника, рожденного из пламени.
«Все воспеваемое (о Ваагне) имело большое сходство с подвигами Геракла» говорит Мовсес Хоренаци.

Благодаря его «Истории» сохранились бесценные жемчужины — фрагменты из богатейшего фольклорного творчества языческих армян.
Мовсес Хоренаци был одним из немногих ученых той поры, которые рассматривали фольклор как материал по истории народа.

Историческая сердцевина многих эпических сказаний и мифов-преданий несомненна. В мифе о Хайке отразилась борьба армян с чужеземными захватчиками, в частности с вавилонянами. Под Арамом, возможно, имеется в виду урартский царь Арам, противник ассирийского царя Салманасара II (860—826 гг. до н. э.).

И. М. Дьяконов отмечает достоверность данных, почерпнутых из армянского эпоса. Соответствуют исторической действительности и многие топонимические названия, упомянутые в мифах и сказаниях.

В первый древнеармянский эпос — «Випасанк» — кроме мифов входили исторические предания, сказания и песни. Одним из древнейших считается Арташатский «цикл песен и преданий, возникший в те века (до II в. н. э.), когда армянские земли были объединены в Арташатском государстве.

В более поздних эпических памятниках — «Персидская война» и «Сасна цырер»,— относящихся к III—IV вв. н. э., поэтически рассказывается о тяжелой и длительной войне, которую вели армяне против персов. В связи с этим следует подчеркнуть очень важное обстоятельство: дальнейшее развитие народного творчества тесно связано с исторической судьбой армянского народа, которому на протяжении веков приходилось отстаивать свою свободу и независимость от покушений иноземных захватчиков — ассирийцев и вавилонян, Ахеменидской и Сасанидской Персии, Римской и Византийской империй, арабов, сельджуков, монголов, турок.

Какие бы незваные пришельцы ни вторгались на территорию Армении, каким бы опустошительным набегам ни подвергались армянские земли, народ сохранял верность основам своей культуры и народное творчество продолжало жить, давая новые ростки. Искусство наряду с языком, письменностью, верой было одним на тех столпов, опираясь на которые можно было выстоять.

Положение Армении на стыке двух громадных географических и исторических регионов — Востока и Запада — определило своеобразие ее духовной культуры в целом и народного творчества в частности, в котором слились черты, характерные для народного искусства стран, расположенных как на Востоке, так и на Западе.

Произведения народного творчества передавались от поколения к поколению, оттачивались, шлифовались и, в конце концов, отливались в письменную форму.

Деятели армянской культуры, которым было дорого национальное духовное наследие,— летописцы, историки, писатели, ученые — на протяжении веков собирали, записывали и комментировали образцы армянского фольклора. Благодаря их самоотверженности и усердию были сохранены для будущего многие жемчужины армянского народного творчества.

Так, армянские басни, которые пришли из глубины веков, были собраны и записаны двумя видными представителями армянской культуры XII—XIII вв. Мхитаром Гошем и Варданом Айгекци.

В XIX в. произведения армянского народного творчества собирали, записывали и издавали такие известные деятели армянской культуры, как Г. Срванцтян, которому принадлежит запись первого варианта замечательного эпического памятника «Давид Сасунский» (1873) и его публикация (1874), а также С. Айкуни, И. Бархударянц, Ер. Лалаян и др.

Армянские пословицы и поговорки впервые были опубликованы в 1859 г. на страницах газеты «Пчела Армении» Гр. Тер-Арутюняном.

Но все это было результатом деятельности отдельных энтузиастов-одиночек. Только в годы Советской власти были созданы благоприятные условия для собирания, изучения и издания фольклорных произведений.

Значительнейший вклад в развитие фольклористики внес Институт науки и искусства Армянской ССР, который возглавлял известный ученый академик Манук Абегян. Ему принадлежит первое опубликованное исследование по армянскому фольклору — «Древние гусанские народные песни» (1931). С его  именем, а также с именем крупнейшего деятеля армянской культуры К. Мелика-Оганджаняна связано издание полного собрания вариантов армянского героического эпоса «Сасна цырер».

Ярким событием в жизни армянского народа было празднование в 1939 г. 1000-летнего юбилея эпоса «Давид Сасунский», который прошел через века, вобрав в себя своеобразие и аромат истории армянского народа. Этот юбилей вызвал к жизни много исследований, посвященных не изученным еще проблемам армянского фольклора.

Особенно плодотворно армянская фольклористика стала развиваться в послевоенные годы. Отделами фольклора Института истории и литературы им. М. Абегяна и Института археологии и этнографии АН Армянской ССР были предприняты экспедиции в различные районы Армении и соседние республики для записи образцов народного творчества. В эти годы увидели свет фундаментальные труды по армянскому фольклору, которые познакомили читателей с разными жанрами устного народного творчества.

Проблемы фольклора постоянно привлекали внимание выдающегося арменоведа И. А. Орбели, которому принадлежит исследование, посвященное «Давиду Сасунскому", — «Армянский героический эпос» (1956).

Значителен вклад в армянскую фольклористику А. Т. Ганаланяна. Им собрано и научно систематизировано 40 тыс. пословиц, которые составили сборник «Армянские пословицы» (1960).
Много лет кропотливого труда посвятил А. Т. Ганаланян «Авандапатуму» — «Армянским преданиям» (1969), включив в это издание 900 народных преданий и сказаний.

Богатейший фольклорный материал — несколько тысяч сказок с многочисленными вариантами — содержится в многотомном научном издании «Армянские народные сказки».

Армянские народные загадки собрал и систематизировал С. Арутюнян. В книгу, вышедшую в 1965 г., вошло две тысячи загадок.

Почти 40 лет отдала собиранию произведений армянского фольклора М. М. Григорян-Спандарян. В изданный ею сборник «Фольклор Нагорного Карабаха» (1971) вошли сказки, забавные истории о карабахском балагуре Пыл-Пуги и другие жанры народного творчества. Заслуживают внимания такие издания, как:

  • Букет цветов
  • Армянская народная словесность
  • Армянская словесность пятого века

Опираясь на лучшие традиции прошлого армянские ученые проделали поистине огромную работу по обнаружению и изучению идущего из глубины тысячелетий устного творчества родного народа, в результате чего армянская фольклористика обогатилась многими ценными произведениями, которые отличаются и новизной исследуемого материала, и высоким научным уровнем.

Лучшие образцы народного творчества перешагнули границы Армении и переведены на многие языки. На русский язык произведения армянского фольклора начали переводиться. Признание русского читателя получил «Давид Сасунский». Красочный мир армянских басен открыл перед русским читателем И. А. Орбели, переведя и опубликовав «Басни средневековой Армении».

Неоднократно на русском языке издавались армянские сказки. Армянские пословицы и поговорки на русском языке с русскими эквивалентами и научным комментарием впервые были изданы в 1973 г.

В предлагаемом разделе публикуем на русском языке различные жанры армянского народного творчества. Представилось целесообразным включить в этот раздел те жанры, которые независимо от времени их возникновения бытовали в устном фольклоре во второй половине XIX—XX в. и особенно широкое распространение получили в городской среде.

Вы познакомитесь с сюжетными и одномоментными анекдотами, загадками, пословицами и поговорками и сказками-загадками, выявленными пока только в армянском фольклоре.

Источник: по материалам книги «Армянский фольклор», Издательство: "Наука" (1979)


Редактировать
7

Social comments Cackle

Статьи по теме

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.