Мартирос Сарьян – первая поездка в Армению

3 февраля 2014 в 01:10 Автор: Абрамян Сергей Арутюнович
Показать на картеСвернуть карту

Еще в годы обучения, летом 1901 года, Сарьян вместе со своим товари­щем, уроженцем Еревана Г. Миансаряном, совершает первую поездку в Арме­нию. Кроме Еревана они посетили и ближайшие его окрестности  –  Эчмиадзин, Аштарак, Севан и другие.

Армения произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. Вот как передает Сарьян свои впечатления о первой поездке в Закавказье:

«Я долго мечтал о Кавказе и Закавказье, и хотя мне приходилось бывать несколько раз на Северном Кавказе, но он меня не осо­бенно пленил. Зато Средний Кавказ и особенно Южный – зачаровали меня; здесь я впервые увидел солнце и испытал зной. Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, со стадами овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных и розовых покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках, выглядываю­щих с плоских крыш квадратных домов; большие темные миндалевидные глаза армянок – все это было настоящее, о чем я грезил в детстве.
Я почув­ствовал, что природа – мой дом, мое единственное утешение; что мой восторг перед ней – иной, чем перед произведениями искусства: тот длится всего лишь несколько минут. Природа многоликая, многоцветная, выкованная креп­кой, неведомой рукой – мой единственный учитель».

Художника пленили здесь не только природа, южное солнце и зной, но и тот новый, своеобразный мир, в котором ему открылись иная жизнь, иной быт, иные люди и даже иные животные.

Это было так не похоже на все то, что он видел в Москве. В нем пробуждались затуманенные впечатления детских лет – его жизнь на хуторе отца. «Острота нового восприятия, –  пишет Сарьян, – как бы совпадала с моим детским миром, с моим временно уснувшим прошлым миром детства».

Впечатления, хотя и очень сильные, были так новы, что найти сразу отражение в исполненных здесь, в Армении, работах не могли, но они заро­дили в художнике какие-то еще неясные, смутные представления о совер­шенно новых формах изображения природы.

От этих летних поездок в Армению сохранилось немного работ. Некото­рые художник уничтожил, другие растерялись.

Очень интересен для харак­теристики творчества Сарьяна тех лет пейзаж „Макраванк", написанный худож­ником во вторую его поездку в Армению, в 1902 году.

Пейзаж „Макраванк", Армения, 1902 год.

Ничто еще в этом темном по краскам и мрачном пейзаже не предвещает того яркого красоч­ного Сарьяна, каким он стал позднее.

Навыки, заложенные в Училище, были еще очень сильны, и восприятие природы во многом обусловлено ими. Но все же новые впечатления, полученные художником от поездок в Закавказье, не остались безрезультатными. В Сарьяне растет чувство неудовлетворен­ности тем, что он делал до сих пор, складываются новые представления о задачах искусства.

Источник: Р.Г. Дрампян — Мартирос Сергеевич Сарьян.


Редактировать
0

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.