Мартирос Сарьян – Московское училище живописи

3 февраля 2014 в 00:15 Автор: Абрамян Сергей Арутюнович
Показать на картеСвернуть карту

По окончании городского училища (1895) Сарьян работает в конторе по приему подписки на газеты и журналы:

«Здесь я больше занимался зарисов­кой посетителей, чем своими обязанностями по службе, за что получал немало выговоров со стороны хозяина. Приятель моего брата, обратив внимание на мою особенную любовь и способности к рисованию, стал советовать, во что бы то ни стало отправить меня в Москву учиться».

Как это часто бывает, помог случай. Как-то раз в конторе собрались посетители и среди них старик казак. Последний вскоре уснул. Мартирос быстро зарисовал всю группу посетителей, в том числе и уснувшего старика. Рисунки были одобрены всеми, за исключением казака. Суеверный старик увидел в этом «грех». Как назло, он на другой день заболел. Приписав это рисунку, он пришел в контору пожаловаться хозяину. Последний потребовал злополучный рисунок и на глазах мальчика изорвал его.

Это происшествие побудило брата художника принять окончательное решение и отправить Мартироса в Москву для поступления в Училище живописи, ваяния и зодчества. Списались с обучавшимся в Училище земляком А. Арцатбаняном, и в феврале 1896 года М. Сарьян был отправлен в Москву, где поселился у Арцатбаняна; у него же он стал брать уроки рисования.

Через год Сарьян поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимается с 1897 по 1903 год, проходя одновременно обще­образовательные предметы, как не имеющий аттестата зрелости.

Окончив Училище (1903), Сарьян работает еще полтора года в специальной мастер­ской, которой руководили, сменяясь ежемесячно, В. Серов и К. Коровин.

Московское Училище живописи, ваяния и зодчества на рубеже XIX и XX веков, то есть в годы, когда там обучался Сарьян, было уже не тем, каким оно было во время преподавания там Перова, Прянишникова и других. Ослабление в Училище влияния идей передвижников началось еще в 90-х годах.

В этом отношении очень показательна докладная записка одного из видных преподавателей Училища К. Горского, написанная еще в 1894 году. Согласно ей задача обучения:

«заключается главным образом в том, чтобы облег­чить ученику его первые шаги и дать ему определенные знания, без которых он не может обойтись, будь то гений или полное ничтожество в области того искусства, которое он себе избрал… Наше же Училище должно дать тех­нику, а техника достаточно определенна… Выпустивши учеников из нашего Училища в жизнь с тем запасом знаний, который я от него требую, нельзя бояться за его будущее, к какому бы направлению он ни примкнул, хотя бы стал крайним импрессионистом…».

Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов. Некоторое время Сарьян работал в мастерских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заме­нил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

За время пребывания в Училище Сарьян получил необходимые навыки. Об этом можно судить по его произведениям ученических лет. «Портрет матери», «Портрет дяди», этюд коровы – это грамотно написанные работы, но индивидуальности художника в них пока нет.

Занятия в 1903 – 1904 годах в мастерской В. Серова и К. Коровина имели большое значение для формирования художника. Сарьян, как и остальные его товарищи по Училищу, особенно высоко ценил Серова.

По словам К. Юона, который окончил Училище в 1898 году, Серов был

«примиряющей и претво­ряющей противоречия времени фигурой, той художественной совестью, без которой трудно было работать».

Серов внес новую живую струю в методы преподавания:

«Серов… чуж­даясь шаблонов, постоянно разнообразил, варьировал методы, все время под­держивал в учениках помимо меткости и точности глаза работу мысли, памяти, воображения.
Модели на его занятиях перестали быть просто моделями: Серов учил в каждой модели видеть ее особый, ей присущий характер и осмысли­вать ее в „сюжетном" плане (как и сам Серов делал в своих портретах). Для этого нужно было подыскать соответствующую позу, окружение».

Интересно высказывание о Серове самого Сарьяна:

«В школе я не увле­кался работами своих преподавателей, но мы, ученики – пишет художник, –  многим обязаны нашему блестящему учителю Валентину Александровичу Серову, который своими постоянными наблюдениями за нами и острыми заме­чаниями всегда поддерживал в нас напряженный интерес в работе».

Один из любимых учеников Серова, известный художник Н. Ульянов, рассказывает в своих воспоминаниях о Серове:

«Свой месяц дежурства на вечерних занятиях Серов начал с того, что забраковал живших при Училище постоянных натурщиков, нашел на стороне молодого, с крепким телом парня и поставил его в самую простую позу, причем тут вместе с учениками сел рисовать его сам.
Где же это видано, чтобы преподаватель, «уважающий себя» и дорожащий своим авторитетом, прославленный художник, рискнул на этот неосторожный шаг? А Серов сидит на верхней парте и делает то, что делают все: спокойно, сосредоточенно рисует, забыв об окружающих.
И вдруг, не отрываясь от работы, он твердо, как бы для себя, но в первый раз говорит во всеуслышание: «Натурщик поставлен не на месяц, а всего на три вечера. Никаких фонов, никакой тушевки. Голый рисунок — и больше ничего»! И через несколько минут: «Никакого соуса, никакой растушевки – вот и все. Надоели рисунки вроде заслонок».
До него мы делали рисунки по целому месяцу. Серов же требует быстрой зарисовки и часто ставит модель на один сеанс. Более того, показав модель минут пять или несколько дольше, он предлагает нарисовать ее по памяти. Этого не было никогда».

Приведенные высказывания о Серове, как самого Сарьяна, так и других, дают возможность в самых общих чертах представить педагогический метод и основные положения серовской системы обучения, сводящиеся к выработке умения быстро схватывать виденное, к развитию зрительной памяти, точности рисунка, к способности добиваться обобщения!

Вместе с тем Серов развивал в своих учениках самостоятельность, стремился к тому, чтобы каждый из них обрел индивидуальное творческое лицо. Занятия в мастерской Серова и Коро­вина велись помесячно, это давало возможность каждому руководить одним и даже несколькими заданиями целиком – от начала до конца.

Коровин был полной противоположностью Серову. «В отличие от Серова он мало уделял внимания непосредственной практической работе с учениками, длительному и конкретному разбору их произведений. Но он умел увлекать и воодушевлять учеников беседами об искусстве.

По воспоминаниям одного из его учеников, он часто говорил о красоте полей, морей, лесов, о пре­лести сочетания красок, много с темпераментом рассказывал о великих мастерах прошлого и, особенно о французской живописи. При его дежурст­вах в мастерской, при постановке модели постоянно учитывались цветовые соотношения.

Коровин любил повторять, что во время работы надо обяза­тельно использовать свои наблюдения, почерпнутые из жизни. Но зато модели он ставил замечательно, и в отношении колорита и самой позы постановки были так красивы, что сами собой казались художественными произведе­ниями».

Таким образом, Серов и Коровин, столь разные по своим педагогическим методам, взаимно дополняли один другого.

Несколько слов о товарищах Сарьяна по Училищу. По словам Сарьяна, он был особенно дружен с Владимиром Половинкиным, который подавал большие надежды, но умер вскоре по окончании Училища. Через него Сарьян познакомился с «волжской компанией» – П. Кузнецовым, К. Петровым-Водкиным, П. Уткиным и другими, – названными так потому, что все они были из одного города – Саратова.

Впоследствии Сарьян сблизился с ними. В этой группе самым продуктивным и раньше всех обратившим на себя внимание своими пейзажами Волги был П. Кузнецов.

Окончив Училище в 1903 году, Сарьян не захотел писать картину на диплом, удовлетворившись получением звания «неклассного художника» и, как уже говорилось, пробыл еще полтора года в мастерской Серова и Коровина.

Источник: Р.Г. Дрампян — Мартирос Сергеевич Сарьян.


Редактировать
0

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.