История и первое знакомство с Джермуком

26 июля 2013 в 12:39 Автор: Anait Grigoryan

В предыдущей статье о Джермуке, я коротко рассказала о свих первых впечатлениях.

Примечание: Изучая несколько источников, в том числе и опросы местных жителей, должна сказать, что данные связанные с датами несколько отличаются друг от друга и поэтому я решила привести все источники.

Так как Джермук входит в состав марза (область) Вайоц-дзор, несколько слов скажу об истории происхождения названия Вайоц-дзор. Причем есть легенда, и есть историческое происхождение. Так вот, как утверждают ученые, у названия есть этнический характер. Дело в том, что раньше эту местность населяли племена «биа». За многие века название племени  «биа» претерпело фонетические изменения и стало означать местность. Позднее в сочетании с армянским словом «дзор» и древнеармянским окончанием «оц» образовалось составное собственное имя «Вайоц-дзор». Здесь на каждом шагу встречаются руины старинных городов, полуразрушенных и уцелевших храмов, в ущельях сохранились следы первобытного человека и окаменевшая зола потухших очагов.

Вайоц-дзор был населен еще в каменном веке. При раскопках были обнаружены вещи первобытного человека, такие, как пила, молоток, нож. Также были найдены предметы бронзового века: кинжалы, застежки, браслеты, кольца и другие. На скалах высечены многочисленные рисунки с разными животными и охотничьими сценами. Часто повторяются сцены содержащие иконографии с козами.

В армянских письменных источниках упоминание о Вайоц-дзоре впервые встречаются в описаниях Месропа Маштоца о национально – освободительном движении Варданидов. Один из предводителей движения был ученик Месропа Маштоца – Овсеп Вайоцдзорци. Кстати, Месроп Маштоц был основоположником первых школ открывшихся в Вайоц-дзоре.

Вайоц-дзор богат серебром, свинцом, цинком, разного вида стройматериалами и полезными ископаемыми. По некоторым источникам в первой половине прошлого века в горах Кетчута велись поиски урана.

Вайоц-дзор во времена Сардура второго (764 -735 года до нашей эры) подчинялся Урарту. В шестом веке до нашей эры – принадлежал царству Ервандаканов, в 189-ом году до нашей эры – царству Великого Айка из династии Арташесидов. В первом веке нашей эры входил в Сюникскую губернию, в пятом веке в марзпанскую Армению, в 990-991 годах присоединился к Анийскому царству, а в двенадцатом-тринадцатом веках к княжеству Захаридов. До установления в Армении советской власти, у Вайоц-дзора были разные правители. В 1828-ом году по Туркменчайскому договору был присоединен к Российскому государству, подчинялся Тифлису, входил в состав Ереванской губернии. В 1920 году, при установлении советской власти в Армении вошел в состав Армении до получения независимости республики.

У Джермука такая же древняя история, что и у Вайоц-дзора. Воды Джермука имеют давнюю историю, впрочем, как и его горный ландшафт. Современный же город был основан в тысяча девятьсот тридцать шестом году (по некоторым источникам в сороковые). Первые письменные упоминания  были аж в тринадцатом веке. О нем писал Степанос Орбелян.

Город Джермук входит в марз (область) Вайоц-дзор и находится в юго-восточной  части Армении в 173 километрах от Еревана на высоте 2070 (2000 -2080) метров над уровнем моря и окружен горными ландшафтами, высота которых 2500-3000 метров. Здесь протекает река Арпа, которая берет начало из горных родников, проходит по ущелью через Ваецдзорский хребет. В нее впадают многочисленные  мелкие речки, а она сама впадает в реку Аракс.

Первые упоминания о Джермуке встречаются в манускриптах тринадцатого века у Степаноса Орбеляна. Там Джермук числится в списке армянских сел, которые платили налог монастырям, из чего видно, что Джермук был самым древним и крупным из всех сел уезда.

До наших дней сохранилось много развалин на территории Джермука. Полуразрушенные крепостные стены представляют собой неотесанные камни, которые сложены без применения раствора, что характерно для возводимых в то время крепостей в Сюникском крае. Джермукская крепость построена во времена царствования  Арташесидов в 189 году до нашей эры. Внутри крепости находилась церковь, построенная из розового туфа. По мнению знатока старины Егиязаряна, эта церковь являлась центральным куполом и представляла собой красивое строение, от которого сохранились отдельные обломки и обтесанные камни, которые свойственны для построений седьмого века. По мнению Егиязаряна, это село имеет более ранее происхождение, чем об этом упоминается в манускриптах.

Исторический Джермук был построен в период царствования династии Аршакуни (первый век нашей эры) и был дачей (лечебницей) сюникских князей и княжеского дома Орбелянов.

По мнению профессора Мелик-Адамяна,  Джермук был большой деревней или селом. Об этом свидетельствуют найденные на правом нагорье руины домов, старое кладбище с надгробьем, с разрушенной церковью, с остатками замков местных князей и другие. Больше всего развалин сохранилось на краю нагорья, на лежавшем между двумя каньонами, крутом склоне, который с трех сторон недоступен и только с одной стороны есть вход, который ведет к нагорью. Здесь, согласно средневековой оборонительной системе и технике, была построена то ли крепость, то ли замок.

По другим источникам, в средние века здесь правили два мощных княжеских клана Орбелянов и Прощанов, которые построили непреступные крепости, величавые храмы с обучающими классами, строениями военного, и особенно  оборонительного назначения. Княжеские дома получали большой доход от земляных наделов, которые поливались средним притоком реки Арпа, также от горных густых  пастбищ. А территории, богатые лесами с чистым воздухом, вкусными водами и многотысячными названиями цветов, они использовали  в качестве летних резиденций. По легенде, каждое лето, клан Орбелянов и Прощанов всем семейством и слугами поднимались в свои резиденции и оставались там до наступления холодов.

В семнадцатом веке Вайоц-дзор был подвергнут разрушительному нападению персов во главе с правителем Шах-Аббасом. Причин для нападения было несколько. Это и редко населенные территории Персии, которые правитель хотел заполнить квалифицированными земледельцами и ремесленниками, и военные цели. Приказ об изгнании с родных земель поступил в августе 1604 года. Огню были преданы города и села. Персидское войско, ударами меча и плетью гнало многотысячное население в Персию. Очевидец событий, историк Аракел Даврижеци констатирует следующий факт: «Шах-Аббас получает известие о том, что видели уцелевшую хижину и оставшуюся в живых кошку. Разъяренный шах приказал сжечь хижину и убить кошку».

Выгнанные и гонимые персидскими войсками армянские караваны преследовались турецкими бандами с целью грабежа. Пользуясь насильственным переселением  на опустевших территориях  Вайоц-дзора обосновались мусульманские племена. Они называли это место «истису», что в переводе означает «горячая вода».

Такое бедственное положение в Вайоц-дзоре продолжалось, пока Армения не вошла в состав России в 1829 году. Сразу после этого Армению посетил Николай Первый и сразу после возвращения в Петербург обратил особое внимание на минеральные богатства армянского нагорья. В числе этих богатств нашли место и минеральные воды Джермука. Вскоре, в 1830-ом году, в Джермук приехал русский инженер-геолог Г.Воскобойников, который приступил к изучению состава и свойств минеральных и подземных источников Джермука. Рядом с одним из источников Воскобойников обнаружил полувозвышенное СПА-строение с бассейном, вместимость которого была 5 м3, при этом вода всегда оставалась на одинаковом уровне и сохраняла одинаковую температуру, равную тридцати двум градусам. Кстати, позже по некоторым данным, вокруг этого источника, пристав ближайшей провинции построил  каменное оцепление, и минеральными источниками пользовалась только его семья. По этой причине этот источник до сих пор называется «пристави гел», что означает “источник пристава», хотя из описания Воскобойникова становится ясно, что вокруг этого источника уже было древнее построение, и что пристав только восстановил его.

Позже, свои исследования о Джермуке Воскобойников опубликовал в нескольких журналах, и это явилось первым научным исследованием о Джермуке. Однако это не изменило положения дел. В Джермуке по-прежнему отдыхали и лечились только представители высших сословий, которые владели собственными дачами и бассейнами. Так продолжалось до 1920 –го года.

Продолжение следует...


Редактировать
1

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.