Генерал Андраник

30 марта 2013 в 19:59 Автор: Vrezh
Показать на картеСвернуть карту

Генерал Андраник Озанян

Об освободительном движении армянского народа написано достаточно много. На фоне наиважнейших событий в трагический период истории армянского народа особо следует отметить роль выдающегося борца за его освобождение – Андраника, человека, с именем которого неразрывно связаны почти все факты и события борьбы армян против турецкой тирании.

Андраник  Озанян родился 25 февраля 1865 г. в городе Шапин-Гараисар. Ему было полтора года, когда скончалась мать, Мариам. Ребенка растили отец и замужняя сестра, Назели. Отец заботливо следил за ростом озорного мальчугана. Иногда он жаловался на сына: «Огонь мальчишка!».

Так выглядел  город Шапин-Гараисар в Османской империи, где 25 феврвля 1865 года родился Андраник Озанян.

Так выглядел  город Шапин-Гараисар в Османской империи, где 25 феврвля 1865 года родился Андраник Озанян.

Торос Озонян, отец Андраника, был ремесленником, но занимался и коммерцией. Отправляясь по торговым делам, он брал с собой и сына. Для любознательного подростка эти путешествия были первыми университетами. Как и любой отец, Торос Озонян, человек от природы умный, хотел, чтобы Андраник стал коммерсантом, продолжил его дело. Более того, он пытался убедить сына в том, что только состоятельный человек способен спасти свой народ, обратить внимание на себя внимание крупных государств и с их помощью освободить родную землю.

Современный Шапин-Гараисар в Турции, ныне именуемый Шапин-Карахисар.

Современный Шапин-Гараисар в Турции, ныне именуемый Шапин-Карахисар.

Но потерпев неудачу в своих торговых делах, единственным средством   существования Тороса стало вновь столярное ремесло. Он начал обучать этому дедовскому промыслу и Андраника, чтобы тот мог в дальнейшем прокормить себя. Однако склонности у Андраника были другие. Еще в детские годы его неукротимо влекло к военным играм и оружию. Он с гордостью ездил на коне, ловкий и озорной, организовывал шумные игры, подбивая товарищей на дерзкие поступки. Разделив детей по «армиям», он играл в войну. Случалось в пылу «битвы» он мог расквасить нос противнику, что вызывало потом нарекания взрослых. Однако соседи и ребятня любили его, отдавая должное его смелости и находчивости.  Многие родители, наставляя своих ребятишек, приводили в пример Андраника. А с него и вправду можно было брать пример – он был заботлив и участлив к товарищам, делился с ними всем, что имел, не любил трусишек, вдохновлял детей на храбрый «бой», гордился отважными друзьями.

В 1875 г. Андраник поступил в родном городе в школу Мушегян и через семь лет окончил ее. Любознательного подростка любили в школе и учителя и ученики. Он увлекался историей родного народа, отдавая предпочтение ее героическим страницам: подвигам Вардана, Давид-Бека, Агаси и других. Знакомясь с родной историей и культурой, он проникался ненавистью к угнетателям и поставил целью своей жизни бороться с ними так, как боролись сасунские храбрецы.

Редчайшие видеокадры с Зораваром Андраником

По окончании школы, в семнадцатилетнем возрасте, Андраник  женился, «на очень красивой, — по его словам, — девушке». Но юные супруги недолго наслаждались своим счастьем. Вскоре умирает жена Андраника, а вслед за ней, спустя несколько недель, и их новорожденное дитя. Он глубоко переживал свое горе. Поначалу друзья тщетно пытались отвлечь его от горя. Но мало-помалу им удалось приобщить Андраника к своим собраниям, где обсуждались насущные вопросы нации, проблемы спасения отечества. Так Андраник проникся идеей спасения отчизны, раз и навсегда вступив в ряды борцов за освобождение родного народа от турецкого ига.

Вскоре Андранику представляется возможность показать свой дерзкий норов и безграничную храбрость. Преследование и травля армянской интеллигенции со стороны начальника полиции Константинополя переполняет чашу терпения Андраника, и однажды, убив его ударом меча, он вынужден был скрыться. Пройдет не так уж много времени и он убедится, что индивидуальным террором и гайдукскими методами борьбы невозможно залечить раны родного народа. Одним из первых он приходит к выводу о необходимости вооружить народ и создать отряды ополчения.

Чтобы достичь этой цели, он, по совету друзей принимает решение объездить те европейские страны, где были многочисленные армянские общины, и сплотить массы вокруг идеи освобождения родины. Андраник посещает ряд армянских колоний, где разворачивает широкую деятельность, знакомится с методами и задачами освободительной борьбы балканских народов. Так, с  90-х годов XIX века Андраник становится деятелем развертывавшейся национально-освободительной борьбы армян против турецкой деспотии.

Андраник (в центре) со своими фидаинами.

Андраник (в центре) со своими фидаинами.

Вернувшись на турецкую территорию Андраник со своими друзьями собрал отряд, который наводил ужас на турецких чиновников и курдских племенных вождей. Власти, разъяренные действиями Андраника и его соратников, приговорили их к смерти. Этот приказ остался невыполненным так же, как и многочисленные заговоры, организуемые против Андраника.

Андраник помогал беззащитным, беспощадно карал тех, кто зарился на чужое добро. Он был грозой пашей и беев, разорявших армянские села. Как-то  в беседе с крестьянами из Шеника и Семала он заметил, что никогда не выходил в бой, не имея на то серьезной причины. «Укажите мне хоть одну битву, — говорил он крестьянам, — повод к которой давал бы я». И действительно, бои, которые вел Андраник, как и все сражения армянского народа, были направлены только на защиту родины и народа от турецкого произвола.

Андраник создал сильный и внушительный отряд гайдуков, который в 1901 г. вел оборонительные бои в Мушской области. Венцом этих боев были сражения у монастыря св. Апостолов  (храм Аракелоц ванк).   В отряде Андраника было 37 бойцов, против них правительство бросило 6000 солдат. История войн не знала такого соотношения борющихся сторон – 6000 против 37! В течение почти месяца, вооруженные до зубов турецкие войска не смогли  победить 37 героев армян. В этих боях Андраник потерял четырех бойцов, урон же противника составлял внушительную цифру.  И только исход боеприпасов и продовольствия заставил оставить монастырь. Находясь в плотном кольце, тайный прорыв группы Андраника был столь неожиданным, почти сверхъестественным, что получил легендарную  окраску, а фидаины в воображении народа обрели славу неуязвимых и неуловимых.

Монастырь Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) в Муше, где  в ноябре 1901 года Андраник с 30 гайдуками в течении 24 дней держал оборону от шеститысячной армии турков. Сам монастырь до наших дней не сохранился.

Монастырь Сурб Аракелоц (Святых Апостолов) в Муше, где  в ноябре 1901 года Андраник с 30 гайдуками в течении 24 дней держал оборону от шеститысячной армии турков. Сам монастырь до наших дней не сохранился.

Еще большую известность принесло Андранику и его отряду,  участие в  Сасунской самообороне 1904 г., где он возглавив  восстание армянской части населения Горного Сасуна, взял себе боевой псевдоним — Сасунский.

Но силы были слишком неравными, и после подавления турками героической Сасунской самообороны, Андраник покинул Западную Армению.   Он отправился в Европу, где активно пытался найти поддержку национально-освободительной борьбы армян Западной Армении.

В 1912 г., Андраник и подпоручик Гарегин Нжде собрали из армянских добровольцев и представителей других национальностей отряд, который действовал в составе македоно-одринской группы болгарских войск. За разгром  турецкого корпуса у села Мергамлы в декабре 1912 года, Андраник получил от болгарского правительства самую высокую государственную награду — «Золотой Крест за отвагу». Еще позже  за своё участие в войне Андраник  был награждён серебряными крестами III и IV степени, произведён в офицеры, ему было предоставлено болгарское гражданство и назначена пенсия.

Богатый военный опыт против турецких войск и знание специфики территории военных действий оценило русское командование, и Андранику поручают сформировать и возглавить первую армянскую дружину, которая впоследствии отличилась в составе русских войск Кавказской армии в боях за взятие Вана, Битлиса, Муша. Сам Андраник за личное мужество в боях в 1915—1916 гг. был награждён Георгиевской медалью IV степени, Георгиевскими крестами IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени, орденом Рыцаря Почетного легиона (Франция), орденом Боевого Креста второй степени (Королевство Греции) и орденом Святого Григория Просветителя первой степени (Первопрестольный Святой Эчмиадзин).

После провозглашения первой Армянской Республики у Андраника сложились  непростые взаимоотношения с её руководителями. Он не признал мира, несправедливо заключённого между турками и армянским правительством  в Батуми. По этому соглашению  дашнакскому правительству оставили  Эриванский и Эчмиадзинский уезды. Остальная вся территория Армении оказалась захвачена турецкими войсками.

После выступления на общенациональном собрании 7 октября 1917 года Анраник заявил о том, что он окончательно отмежевывается, порывает свои связи с дашнаками. Уход  Андраника из рядов своей партии был обусловлен позицией, занимаемой им в общенациональных вопросах, которым он давал приоритетное значение.

Разочаровавшись в политике государств Запада по отношению к Армении и не смирившись с дашнакским правительством, в апреле 1919 года Андраник прибыл со своим отрядом в Эчмиадзин, где распустил свой отряд, а сам уехал в эмиграцию.

Свадьба Андраника в Париже.

Свадьба Андраника в Париже.

Будучи непримиримым врагом турецкой деспотии, Андраник боролся против политики кровавого султана, варварских притеснений и зверств, мечтал о свободе для всех угнетенных народов без различия национальностей. Сын своего времени, истинный представитель национально-освободительного движения, он не разделял идеи классовой борьбы. Его больше всего и, прежде всего, интересовал вопрос освобождения нации в целом. Он отрицал важность фактора партийности в нацонально-освободительном движении, считая что партийная борьба раздробляет силы народа. Полемизируя с отдельными партийными деятелями, он упрекал их в том, что они использовали имена героев с  целью присвоения их заслуг, приумножения своего авторитета в глазах армянской общественности. Реальной силой для достижения этой цели он считал весь армянский народ при содействии других угнетенных народов и помощи великих держав.  С самого начала Андраник связывал судьбу армянского народа в основном с Россией, а позже с Советской Россией. Не потому что он разделял идейно-политические установки большевизма, а потому, что окончательно разочаровавшись в обещаниях Запада, видел в акте установления советской власти возможность сохранения нации, что являлось его жизненным кредо.

Кто близко знал Андраника или встречался с ним, не мог примириться с мыслью, что настанет день, когда он уйдет из жизни. Он был человек легенда, и, казалось, он наделен какой-то сверхъестественной силой, которая отвергает смерть. Народ любил Андраника так, как мать любит родного сына. И народная любовь и признательность  были равнозначны тем чувствам, которые Андраник питал к своей родине.

Надгробный памятник Генералу Андранику в Париже на кладбище Пер-Лашес где он покоился до конца второго тыячилетия. В 2000 году его прах был перевезен в Армению и с почестями предан земле на кладбище героев Ераблур в Ереване.

Надгробный памятник Генералу Андранику в Париже на кладбище Пер-Лашес где он покоился до конца второго тыячилетия. В 2000 году его прах был перевезен в Армению и с почестями предан земле на кладбище героев Ераблур в Ереване.

Андраник  умер 30 августа 1927 года в лечебнице Чикои Ричардсон у города Чико в штате Калифорния (США). Спустя год после смерти, в 1928 г. его прах был перевезен в Париж на кладбище Пер-Лашез, а в 2000 году — с почестями останки Андраника перезахоронены в Ереване, на кладбище героев Ераблур.

Память об Андранике свято хранят и чтут не только у него на родине, но и за ее пределами. В честь героя установлены памятники в Бухаресте, Софии, Варне и других городах Европы.

Один из лучших мастеров армянского изобразительного искусства, всемирно исвестный  художник Мартирос Сарьян говорил об Андранике: «Если мы, армяне, вправе называть свое прошлое героическим, и если, существуя издавна как нация, мы продолжаем существовать до сегодняшнего дня, то этим мы в величайшем мире обязаны Андранику, одному из навеки незабвенных храбрых воинов нашей древней эпопеи».

Источник: Андраник и его эпоха. (Ц.П. Агаян).


Редактировать
18

Отзывы и комментарии
Social comments Cackle

Фото темы 1 фото

Генерал Андраник

Видео темы

Статьи по теме

+ 4 Поэт и полководец

Поэт и полководец

Отношения, связывающие О. Туманяна и Андраника, были чрезвычайно теплыми и дружелюбными. Они зиждились на безграничной любви к родному народу, питались и подкреплялись той вдохновенной до самоотречения преданностью, с какой они, каждый в силу своего призвания, исполняли свой долг.

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.