Саят-Нова

19 марта 2013 в 12:26 Автор: Vrezh
Показать на картеСвернуть карту

Легендарный поэт, философ, певец и музыкант  – Саят-НоваЛегендарный поэт, философ, певец и музыкант, непревзойденный мастер любовной лирики и игры на народных  инструментах – Саят-Нова до сих пор остается личностью  загадочной. Его  жизнь и творчество являются предметом споров историков, литературоведов и философов  уже больше ста пятидесяти лет. Саят-Нова был мастером литературных мистификаций, а подлинных источников, свидетельствующих о его истинной биографии, сохранилось крайне мало. К ним относятся страницы  рукописей Саят-Новы, а также записи,  оставленные Оганом (сыном Саят-Новы) о своем отце.

Творчество Саят-Новы впервые стало достоянием общественности в 19 веке. Благодаря Георгу Ахвердяну, почитавшему армянскую литературу и занимавшемуся сбором народных песен, мир увидел первый сборник стихов Саят-Новы, который вышел в  1852 году в Москве. Позднее (уже в начале 20-го века) в Баку был издан сборник стихов Саят-Новы  «Выбранные стихи», а полный сборник произведений великого ашуга вышел в Ереване в 1932 году на армянском языке.

На данный момент известно 230 произведений Саят-Новы, которые дошли до наших времен. Поэт не только сочинял на армянском, грузинском, персидском, татарском  и азербайджанском языках, но и владел ими в совершенстве.  Любовная и социальная лирика являвшиеся основой творчества Саят-Новы, оказали очень сильное влияние на развитие армянской поэзии. До нас дошли шестьдесят произведений Саят-Новы, написанных на армянском.  Его музыка передавалась из поколения в поколение многими ашугами и, благодаря композитору Мушегу Агаяну, а также певцу Шаре  Таляну, которые по крупицам собирали произведения Саят-Новы в селах Армении,  сохранилась и исполняется теперь современными музыкантами. Музыка Саят-Новы отличается сложной стилистикой, утонченными музыкальными фразами и оборотами, а ее передача в народном исполнении не только не упростила замысел этих произведений, но и дополнила их своеобразными приемами.

Памятник Сайт-Нове в Тбилиси

Памятник Саят-Нове в Тбилиси.

Саят-Нова был первым ашугом, воспевавшим не только воинскую доблесть, любовь, но и социальную подоплеку жизни, в частности его не оставляла равнодушным жизнь простого, подчас обделенного народа. Поэтому среди ашугов Закавказья и Ирана Саят-Нова получил прозвище «князь ашугов», а сам себя он считал «слугой народа».

Издревле ашуги пользовались на Востоке большим почетом. Без них не обходилось ни одно торжество, и подчас на пиру ашуга усаживали рядом с царем, отдавая дань его таланту и творчеству.

Саят-Нова (настоящее имя Арутин Саадян) родился предположительно четвертого июля 1722 года. Дата его рождения до сих пор вызывает споры среди исследователей. Первоначально   годом рождения Саят-Новы считался 1712 год, но Паруйр Севак, исследовавший творчество ашуга, остановился на другой дате  — 1722 год (на данный момент более правильной считают именно ее).

Отец Арутина Саадяна – Карапет —  был выходцем из Алеппо и обосновался в Тифлисе в армянском районе Авлабар.  В молодости он совершил паломничество в Иерусалим, имел почетную приставку к имени – «мугдуси» и воспитывал сына в почитании национальных святынь и традиций.

Памятник Саят-Нове в Ереване

Памятник Саят-Нове в Ереване.

В девятнадцать лет Арутин Саадян отправляется странствовать по миру. Об этом периоде в его жизни почти ничего не известно. В Тифлис он возвращается через семь лет под именем Саят-Нова, и этот псевдоним вызывает также большое количество споров. В частности, Ованнес Туманян переводит его с хинди как «владыка музыки» или «царь песнопений».

Саят-Нова более десяти лет служил придворным ашугом у царя Ираклия II, но из-за интриг придворных вельмож был вынужден покинуть дворец. По слухам поводом для этого послужила любовь поэта-простолюдина к знатной женщине,  жене влиятельного князя Деметри Орбелиани – Анне Батонашвили.

Изгнанному ашугу было запрещено выступать публично, а затем он по приказу царя подстригся в монахи и принял сан архимандрита в  Ахпатском монастыре.  Мирная монастырская жизнь Саят-Новы длилась недолго — из-за постоянных набегов персидских и лезгинских племен, монастырское братство вынуждено было перебраться в Тифлис. В 1795 году город был разграблен и сожжен полчищами  Ага-Мохаммед-хана. Монах Степаннос (так звали Саят-Нову в церковной обители) успел отправить родных  на Северный Кавказ, а сам остался в церкви Сурб Геворг, где с другими прихожанами читал последние молитвы. Персы вытащили старика из церкви, потребовав  отречься от христианской веры, а получив отказ, убили его. Последними словами Саят-Новы по преданию были строки из его стихотворения, сказанные врагу на персидском: «Не изменю своему Богу, не покину святой храм». И, действительно, этот храм он не покинул. Саят-Нова похоронен возле северной стены церкви Сурб Геворг, а на его могиле всегда лежат красные розы, которые поэт так частовоспевал в своих произведениях.

Вход собора Св. Геворга в Тбилиси, где похоронен Саят-Нова.

Вход собора Св. Геворга в Тбилиси, где похоронен Саят-Нова.

Творчество Саят-Новы актуально до сих пор не только в Армении, но и во всем мире. Уникальное поэтическое и музыкальное наследие, оставленное им, до сих пор вдохновляет очень многих поэтов, певцов и исполнителей народной музыки. Каждый год в честь Саят-Новы в Тбилиси проводится праздник Вардатон. На могилу великого ашуга с букетами роз приходят почитатели его творчества и в этот день вновь в воздухе звучат дивные звуки его мелодий, и декламируются стихи. А пока жива эта замечательная традиция, жив и сам великий Саят-Нова. 

Видео. Саят-Нова, 1960 г.  


Редактировать
7

Social comments Cackle

Фото темы 1 фото

Саят-Нова

Видео темы

Статьи по теме

Для размещения статьи, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления фото, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Вы можете предложить нам интересующий вас раздел и мы обязательно добавим его на сайте.

Для добавления в избранное необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для добавления видео, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для публикации комментария, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Для редактирования материалов, необходимо авторизоваться либо пройти регистрацию.

Редактировать
Изменить информацию
Для изменения информации необходимо выделить часть текста и нажать "Редактировать"

Добавить информацию

Источники

Авторизация

Войти при помощи
Войти через loginza


  


Авторизация

Войти при помощи


  


Предложить раздел



Напишите нам
* поля обязательны для заполнения

*

*

Зажги свечу в память о жертвах
Геноцида армян 1915-1923 гг.
Выражаем свою поддержку и солидарность армянскому народу в деле борьбы за справедливость и осуждаем любое отрицание факта Геноцида.